Местные выборы – это прерогатива ТОС (местных сообществ). Что может позитивно изменить порядок формирования и потенциал муниципальных сил — об этом рассказал ведущий эксперт по вопросам муниципального и государственного управления Приморского регионального отделения партии «Россия без коррупции» — кандидат политических наук , доцент Булах Евгений Васильевич. В обсуждении и разработке этой темы приняли также участие молодые политологи ДВФУ, эксперты партии РБК в Приморье и один из ее региональных руководителей — ведущий специалист экспертной группы по правовым вопросам Алексей Григорьев.

Выборы депутатов – это процесс формирования представительной власти. Той ветви, которая в свою очередь создает нормативно-правовую базу для регуляции наших с вами общественных отношений. Все что происходит по воле исполнительной власти, все имеет регламент от избранных нами депутатов. Каждый шаг чиновников определен нашим «представителем». Это в теории, на практике все иначе, особенно на местном уровне. В Думах совсем не наши депутаты, депутаты Владивостока нынешнего созыва избраны при явке в 13%! Игнорируя выборы или голосуя безответственно, иногда за ежеминутное копеечное вознаграждение, мы перечеркиваем возможное будущее своего муниципалитета на ближайшие 4-5 лет.

Как вернуть интерес и доверие граждан к основополагающему демократическому процессу? Этот вопрос является одним из ключевых для всех активных сил, чья деятельность нацелена на укрепление и становление российской государственности. Возможно необходимо обеспечить выполнение двух условий:

1. Выдвижение лиц, пользующихся авторитетом у избирателей конкретного избирательного округа;

2. Оптимизацию процедуры регистрации этих лиц в избиркомах. Граждане, осуществляющие ТОС, изначально являются активными участниками всех местных мероприятий, включая выборы.

На стадии выдвижения кандидата, жители, в границах своих территорий, обеспечивают сбор подписей для его регистрации, проводят информационно-разъяснительную работу среди соседей. Авторитет ТОС обеспечивает прохождения данного этапа без особых проблем. Возникает вопрос, а почему жители редко выдвигают на выборы своих, самых уважаемых ТОС-активистов. Смешанная избирательная система (пропорционально-мажоритарная) предполагает распределение половины мандатов между самовыдвиженцами. Кто хоть раз пробовал, тот знает, это почти нерешаемая задача, получить удостоверение независимому депутату-самовыдвиженцу нереально. На фоне активизации несистемной оппозиции данное пристрастие вполне объяснимо, но часто это становится предлогом для консервации местного представительного органа.

Процедура проверки муниципальными избирательными комиссиями представленных самовыдвиженцами подписей, необходимых при регистрации, давно превратилась в фильтр для появляющихся новых муниципальных лиц. Избирком формируется действующими депутатами и назвать его независимым очень сложно.Наиболее эффективным способом разрешения сложившейся проблемы может стать обеспечение права выдвигать на Собраниях (Конференциях) граждан кандидатуру от ТОС. Данная процедура может обеспечить эффективную ротацию местных кадров и электоральную изоляцию неконструктивных политических сил.

Правовой комплекс, регулирующий данный процесс, должен учитывать:

1. Нахождение границ ТОС, выдвигающего кандидата, большей своей частью, границам избирательного округа, по которому он выдвигается;

2. Если количество жителей, осуществляющих ТОС, менее числа подписей необходимых для регистрации кандидата, то выдвижение может быть осуществлено несколькими ТОС, преимущественно входящих в границы данного избирательного округа;

3. Для подтверждения легитимности, Собрания (Конференции) жителей, осуществляющих ТОС, на которых принимается решение о выдвижении кандидата, обязательно должны быть обеспечены присутствием представителей органов местного самоуправления, включая избирком;

4. Если в границах избирательного округа действует несколько ТОС, численность которых соответствует требованиям о минимальном числе подписей на выдвижение, то каждый из них имеет право выдвинуть своего кандидата.

Подобная правовая практика вполне возможна. Это обусловлено достаточными полномочиями регионов и муниципалитетов, способных самостоятельно определять практику осуществления местного самоуправления, а порядок формирования местных органов власти относится к основным в числе вопросов местного значения. Также надо помнить, что избирательное право – это забота самих субъектов, хотя кое-какие изменения можно инициировать и на федеральном уровне.

Для решения данной проблемы законодательному собранию региона (например, Законодательное Собрание Приморского края) необходимо внести дополнение в региональный закон о выдвижении кандидата, где решение жителей в формате Собрания (Конференции) ТОС приравнены к процедуре выдвижения независимого кандидата. Действительно, зачем перепроверять подписи, если это было сделано на стадии регистрации ТОС, а подобное решение граждан относится к формам прямого волеизъявления.

Неплохо было бы внести корректировку в ст. 2 «Основные термины и понятия» Федерального закона 131, а на уровне Приморского края в Краевой Избирательный кодекс, в главу 2 в статью 2, пункт 23 внести поправку о том, что ТОС может быть приравнено по статусу к общественной организации или движения, зарегистрированного в соответствии с законом о «Государственной регистрации общественных объединений» на уровне, соответствующем уровню выборов. А также в главу 4 «Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов» в 35 статью «Участие избирательных объединений в выборах» внести поправку, пункт 3 и 4, что к избирательным объединениям, имеющим право выдвигать кандидата или список кандидатов, на муниципальном уровне приравниваются самоорганизации граждан в форме ТОС.

Пропорциональная часть депутатских мандатов тоже может являться интересом для самоуправляемых местных сообществ. ТОС как политический институт имеет свою институциональную инфраструктуру, которая может послужить основой для выдвижения списка кандидатов на местных выборах. Одному ТОС сложно участвовать в выборах по пропорциональной избирательной системе, так как кандидаты выдвигаются от небольшой территории, а по спискам на избирательных округах будут голосовать все избиратели муниципалитета. Данное правило можно смело менять, если муниципалитет уже представляет собой территорию проживания не менее 25-30%% граждан, участвующих в ТОС от общего числа избирателей. Такой список может быть зарегистрирован избирательной комиссией, к примеру, если его поддержали 2/3 от всех зарегистрированных ТОС муниципалитета. Логично, если список прежде всего будет представлять перечень Председателей действующих (регистрируемых) ТОС.

Правила не догма, их менять несложно, особенно если это местные правила и этого требуют граждане, главное — политическая воля действующих депутатов.

По данным Минюста России, к концу 2020 года на территориях более 5,6 тыс. муниципальных образований, представляющих 76 субъектов Российской Федерации, созданы 32-33 тыс. ТОС, из них около 1,5 тыс. зарегистрированы также в качестве некоммерческих организаций. При этом ТОС охватывают как городские, так и сельские территории. Если среднее количество жителей, участвующих в самоорганизации около одной тысячи, то это более 30 миллионов активных граждан, которые смогут придать должное содержание местным выборам, а далее выборам всех следующих уровней.

Можно дополнить, что еще одним важным моментом избирательного процесса должен стать институт общественных наблюдателей от ТОС. Включение в работу избирательных комиссий представителей от ТОС, это самое несложное, с чего могут начать реформирование местной избирательной системы муниципальные политики. Наличие на участках и присутствие при подсчете голосов представителей самоорганизованных сообществ, придадут гражданам должную уверенность в справедливость самого процесса. Полноценное внимание ко всем обозначенным аспектам в значительной мере будет способствовать успеху жителей на выборах при выдвижении из своих активных рядов того или иного кандидата, а может и целого списка.

Включение ТОС в избирательную систему на местном уровне позволит повысить качество и эффективность избирательных кампаний, и как следствие общую электоральную активность в регионе, что в свою очередь позитивно повлияет на качественные изменения в муниципалитетах, регионе и стране.

Этот и другие материалы, касающиеся организации и деятельности ТОС (соседских сообществ), размещены на странице Евгения Булаха в социальной сети Fb и в группе «Соседи за ТОС».

По материалам студенческих работ кафедры политологии ДВФУ Никифорова Н. Кражан А. Шелест А. Моисеев Н. Александр Зайченко Фокин В. и др. под редакцией к.полит.н , доцента Булах Евгений Васильевич, при участии Алексей Григорьев , РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ… Приморье#Горсовет#ТОСЮмашева

Пресс-служба Приморского регионального отделения

Всероссийской политической партии «Россия без коррупции»

Поделиться ссылкой: