Как строилось гражданское общество в Приморье
Виктор Лавренцов является руководителем Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии “Россия без коррупции” . Опытный гражданский эксперт, имеющий знания в сфере муниципального и государственного управления, практически всю жизнь посвятивший правозащитной деятельности, депутатской работе и формированию общественных структур, Виктор Лавренцов поделился своими воспоминаниями и сегодняшним видением политических и гуманитарных процессов в крае.
НПК кор: -Здравствуйте, Виктор Владимирович.
В. Лавренцов: -Здравствуйте.
НПК кор: – Из архивов публикаций таких изданий, как «Золотой Рог», «Новости» и «Восточный Базар», нам удалось сложить общее представление о взаимоотношениях между населением и органами власти, предпринимателями, волонтерами, грантовыми НКО и правоохранителями, а также о попытках выстраивания эффективного взаимодействия внутри гражданского общества Приморья ещё в начале двухтысячных годов. Вы уже тогда активно участвовали в жизни общественных и правозащитных структур. Как вы оцениваете сегодняшнюю внутриполитическую ситуацию, если сравнивать ее с периодом начала века?
В. Лавренцов: – Для того, чтобы сравнивать, следует напомнить то, что творилось в стране и в крае.
К концу 90х-началу 2000-х годов практически завершился развал советской системы партийных и общественных организаций. На смену воспитательно-идеологической вертикали КПСС-Комсомол-Пионерия пришли имитаторы многопартийности и прочие дискотеки… Отраслевые профсоюзы в условиях развала экономики утратили былую потенцию. А вместе с ними коммерциализировались СМИ, акционировались или развалились общероссийские спортивные общества, ЖКХ в упадке. Творческие союзы и научные объединения влачили жалкое существование, коррумпировались палаты адвокатов. НКО в то время были преимущественно спонсируемыми агентами Запада, и работали по их проектам, толпясь в очереди за грантами. Российский малый и средний бизнес только начинал формироваться, как политическая сила, как впрочем и отечественный некоммерческий сектор.
Один из известных либеральных общественников-грантополучателей (сегодня их называют обобщенно иностранными агентами и «соросятами») в те времена написал брошюру «Как я строил гражданское общество в России».
Мне перед грантодателями отчитываться выпущенными печатными «трудами» необходимости нет. Поэтому я не стану столь нескромно заявлять, что я строил гражданское общество в Приморье. Но времена были такие, что в силу характера и воспитания я просто не мог оставаться в стороне от общественных процессов.

Из архива газеты “Арсеньевские вести” № 11(626) от 10.03.2005
Из архивов открытой электронной газеты forum.msk.ru 21.02.2006
НПК кор: – Вы сказали, что не отчитываетесь перед внешними грантодателями или заказчиками, означает ли это, что ваше положение является абсолютно независимым?
Ваше Движение и формирующуюся в крае партийную организацию сегодня опекают или патронируют какие-то иностранные или российские структуры?
В.Лавренцов: – Абсолютно независимым в этом мире может быть только ничтожество. Невозможно быть полностью независимым от Законов и общества. И чем выше статус человека или масштаб организации, тем больше их ответственность. Всё в какой-то мере взаимозависимо и взаимосвязано. В рамках партийной дисциплины мы подчинены решениям общероссийского политического совета и руководящим документам, принятым всей партией. Мы также подотчётны обществу Приморского края и, как того требуют действующие в стране законы, российскому государству в лице его контролирующих органов и в пределах их компетенции.
Очень нужная и ответственная работа
НПК кор: – Виктор Владимирович, вы когда-то руководили Дальневосточным некоммерческим партнёрством экономической безопасности и управления рисками, возглавляли экологов партии “Кедр” в нашем крае, потом до и во время прихода команды Дарькина руководили отделом в Администрации Приморья, были ответственным секретарем Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, курировали российско-японскую программу “РОТОБО”… Далее (уже в 2000х) в период работы в руководстве Приморского Центра Нучно-Технической Информации (ЦНТИ) вы на общественных началах были Сопредседателем Общественной палаты Владивостока. Имеете административный и депутатский опыт в местном самоуправлении… Теперь вот политическая должность довольно высокого уровня во Всероссийской партии “Россия без коррупции”.
Что это: призвание или какой-то личный интерес?
В.Лавренцов: – Пожалуй, это и то, и другое… Это очень нужная и ответственная работа. Но это и ступень в самореализации.
Нужная работа потому, что каждый деловой человек в России хочет быть уверен в том, что у него невозможно отобрать (порой даже очень немногое) из того, ради чего он работает. В пронизанном коррупцией государстве этой уверенности иметь невозможно. Личный интерес каждого предприимчивого человека – зарабатывать для себя, для своей семьи, для города или посёлка, но не для контроллеров-вымогателей и коррумпированных чиновников.
РБК – левоцентристская партия среднего класса
НПК кор: – Значит в качестве регионального руководителя партии “Россия без коррупции” вы имеете возможность продолжить свою правозащитную деятельность, но уже с гораздо большим потенциалом, и в интересах более широкого круга предпринимателей-работодателей и их работников? Правильно?
В.Лавренцов: – Да, это действительно так. Еще работая в Администрации Приморского края руководителем отдела поддержки предпринимательства пришлось очень глубоко погрузиться в проблемы малого бизнеса. Весь малый бизнес нуждался в защите в первую очередь от самих чиновников и только во вторую очередь нуждался в инфраструктуре и финансах. Предприниматели просили просто не мешать им работать. Согласны были даже на такое.
Мне, применяя различные методы убеждения самих предпринимателей, фактически пришлось создать Общественный совет предпринимателей Приморского края. Собрание представителей предпринимателей длилось без малого 4 часа. Предприниматели долго сопротивлялись объединению. Позднее по моей инициативе был создан еще и Общественный совет предпринимателей при Губернаторе Приморского края. В эти советы тогда входила и нынешний омбудсмен Марина Шемилина, как представитель Лиги торговых предпринимателей Владивостока. Некоторые предприниматели из этих советов позже стали либо главами муниципальных образований, либо их советниками.
Из архивов NOVOSTIVL.RU (11 января 2002 года)
НПК кор: – Но для того, чтобы что-то менять сегодня в управлении, надо не просто заниматься косметическими мерами, а порой буквально ломать подходы и перестраивать части системы. Вы знаете, как эти части работают, и как их исправлять?
В.Лавренцов: – Опыт работы в Администрации Приморского края и на местном уровне в качестве заместителя главы администрации и затем депутата показал мне, что ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.
То есть нужно научиться менять точку зрения. Вернее угол, под которым рассматривается ситуация. Так получается не двумерная картинка того, что происходит. А трехмерная. То есть объемная. И сразу видны связи и противоречия.
Второе, бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.
Согласитесь, что это так. Если вроде бы выстроенная система профилактики коррупции и борьбы с ней в Приморском крае не работает должным образом и в любой конфликтной ситуации гражданин спасается сами понимаете с помощью чего, то коррупционная среда не изменится. Если кто-то меняет форму реагирования, то система начинает перестраиваться и взятки, и вымогательства не нужны. Вернее есть шанс что будут не нужны.
И третье, любой может решить проблему коррупции. Сначала надо ее объяснить самому себе. Как я ее понимаю. Вслух. Если вы не можете объяснить это простыми словами, вы не до конца это понимаете. Если сами себе ее не можете объяснить, то вы никогда ее не решите.
На мой взгляд причинами распространенности и живучести коррупционных отношений в нашей стране является проникновение в обыденную жизнь последствий нравственной деградации российского общества, когда деньги и возможность безнаказанного незаконного обогащения оказались едва ли не единственными ценностями массового сознания.
Сильно влияет низкий нравственный и культурный уровень многих должностных лиц, их ориентация на удовлетворение личных потребностей в ущерб общественным интересам, а также незаинтересованность многих государственных и муниципальных служащих в борьбе с коррупцией, поскольку коррумпированными, нравственно деградирующими нижестоящими должностными лицами легче руководить (не высказывают претензий, не имеют моральных принципов, знают об осведомленности руководства в отношении их проступков и готовы к неограниченному подчинению и т.п.).
Можно добавить неразвитость демократических институтов, гражданского общества, отсутствие действенных форм общественного контроля, низкая правовая культура, пассивность значительного числа граждан, авторитарный стиль работы многих руководителей, бесконтрольность и произвол с их стороны.
Во множестве случаев люди склонны давать взятки государственным и муниципальным служащим именно потому, что не понимают своей роли в ситуации взаимодействия с должностными лицами, ожидая от них не исполнения долга, а одолжения.
Ну и завершает этот перечень большое количество коррупциогенных норм российского законодательства.
Важно понимать то, что коррупция порождается совокупностью факторов, которые могут быть разделены, как мне видится, на три группы.
Во-первых, экономические – это высокие полномочия государственных и муниципальных служащих влиять на деятельность предпринимательских фирм и граждан.
Во-вторых, институциональные – такие как высокий уровень закрытости в работе государственных и муниципальных органов власти, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика в системе государственных и муниципальных органов власти.
В-третьих, социально-культурные – недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».
Нужно понимать, что Партия ставит целью не перевоспитание депутатов и чиновников, поражённых страстью Золотого Тельца. На это у России нет времени. Мы намерены серьезно и радикально обновить состав депутатского корпуса. С самого низового – до уровня Государственной Думы. Законы должны работать на страну и на ее людей, а не на интересы кучки коррупционеров и олигархов.
НПК кор: – А хватит ли у партии энергии и возможностей добиваться столь значимых преобразований?

В.Лавренцов: – Партия “Россия без коррупции” – это левоцентристская партия, нацеленная на защиту легального и добросовестного среднего и малого бизнеса. На формирование в стране уважительного отношения к предприимчивому среднему классу. И даже уже сегодня средний и малый бизнес, который подавляет коррупция и нечистоплотность чиновников, даже этот предприимчивый класс сегодня обладает большей энергией и потенциалом, чем все олигархи вместе взятые. Малому и среднему предпринимательству не хватает только организованности и мобилизации воли. А воля жить и работать под крышей Закона и Государства у людей всегда больше, чем у подневольных бизнес-марионеток, зависимых от коррупционера в высоком кабинете. Просто до сих пор у предпринимателя не было уверенности в том, что в случае необходимости хоть кто-то сможет вступиться за него на самом верху. Что кто-то, вплоть до Президента, услышит и защитит – поможет ему в сложной ситуации.
Теперь такая вертикаль есть. Для этого и создана наша Партия.
До сих пор поиски справедливости зачастую утопают в отписках чиновников, пылятся в министерских или судебных дебрях. Каждое ведомство (суд, прокуратура, министерская вертикаль) рассматривает вопрос даже если с позиций Закона, то исключительно в рамках своей компетенции и с учётом сложившейся практики. При этом, как правило, не особо учитываются моральные аспекты дела, сопряжённые с ним риски или перспективы. А ведь даже в Законе не могут быть прописаны и предусмотрены абсолютно все нюансы, детали и специфические моменты. Тут срабатывает человеческий фактор – например, внутреннее убеждение судьи, или степень решительности прокурора, наконец, уровень подготовки специалиста администрации.
Очень неприятна позиция некоторых ведомств исполнения роли почтовой службы, пересылающих обращения граждан тем, на кого жаловались. Хотя это в прямую запрещено законодательством. С таких мелочей и вырастает сначала правовой нигилизм населения, а за ним бодро шагает сама коррупция.
Партийные органы (в отличие от чиновно-административных структур) способны непредвзято и объективно оценить степень значимости проблемы, всесторонне проанализировать ситуацию, и направить дело по благоприятному – эффективному каналу развития и разрешения.
При том, что нередко отдельные должностные лица демонстрируют нерадивость, или балансируют на грани закона, огульно охаивать всё государственное ведомство или муниципальный орган недопустимо. Нельзя позволять популистам и провокаторам рушить государственность и публично мордовать всю систему Власти. Иначе дойдём до анархии и потеряем страну.
Агитировать за “Россию без коррупции” сегодня общество не надо
В.Лавренцов: – Сегодня агитировать общество и мобилизовывать против коррупции даже нет необходимости.
Коррупция оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие всего российского общества. Эти негативные последствия коррупции проявляются в следующем:
- коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач в области социально-экономического развития, поскольку приводит к хищениям бюджетных средств, а также, даже не становясь достоянием гласности, подрывает доверие к государству со стороны общества;
- коррупция непосредственно ведет к снижению уровня жизни граждан, принуждая их к систематическим платежам и резервированию части своих доходов для взяток и подарков;
- коррупция в среде государственных и муниципальных служащих постоянно воспроизводит стереотипы «имущественной нескромности» и подражания в стяжательстве среди подчиненных, для которых основным критерием служебной этики становится не закон, а образ жизни начальника;
- коррумпированный управленческий персонал государственных и муниципальных органов власти психологически не готов поступаться своими личными интересами ради интересов общего дела;
- коррупция обессмысливает правосудие, поскольку в коррумпированном суде правым всегда оказывается тот, у кого больше денег и меньше нравственно оправданных стандартов;
- прием за взятки в вузы не только лишает общество значительной части интеллектуального потенциала, не позволяя получить высшее образование наиболее талантливым молодым людям, но и приводит к искаженной карьерной ориентации будущих специалистов, ориентируя их не на творческие достижения, а на достижение имущественного успеха любой ценой.
РБК – партия развития российской демократии
НПК кор: – Многие скептики и тем более противники партии упрекают ее в родственных связях лидера партии с действующим Президентом. Утверждают, что поскольку Президент является начальником для всех (в том числе и коррумпированных) чиновников в стране, но и не очень приветствует полный разгул необузданного либерализма, а поэтому лояльные ему политические силы будут клонить к свёртыванию демократии и гражданских свобод?
В.Лавренцов: – Нет. Ни о каком свертывании демократии или об умышленном удушении свобод не идет даже речи. Напротив! Во всем демократическом мире источником Власти являются граждане, их соседские сообщества, и далее по вертикали от так называемых первичных ячеек. Помните советское: семья – ячейка общества? Именно развитие и поддержка здоровой инициативы граждан является одним из основополагающих столпов партийного строительства и питательной средой “России без коррупции”. Россия сможет максимально избавиться от диктата чиновников только при активном и неравнодушном гражданском обществе. Обществе, где интересы своего дома, улицы, микрорайона отстаивают не только кабинетные назначенцы сверху, но сами жители!
Взять, например, Федеральный закон № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Там есть замечательная статья 27 “Территориальное общественное самоуправление”.
Первый же пункт этой статьи определяет, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Понимаете, по всем вопросам местного значения. Как вы думаете, сколько человек в Приморском крае знает об этом? Кто развитием такого института занимается в органах власти?
На сайте Правительства Приморского края есть данные только за 2018 год! И все. По этим данным только 10,5% населения всего края формально считаются включенными в территориальное общественное самоуправление.
На территории Приморского края существуют территориальные общественные самоуправления, границы которых утверждены в представительных органах местного самоуправления, но уставы не зарегистрированы в уполномоченных органах городских округов Приморского края: Партизанский – 1, Владивостокский – 7, Артемовский – 1; в Партизанском муниципальном районе – 1. Некоторые из таких границ существуют уже более 10 лет! 10 лет люди не могут добиться возможности непосредственно решать вопросы местного значения.
Именно поэтому одно из главных направлений Партии является развитие территориального общественного самоуправления, как одного из этапов в борьбе с коррупцией. Партия нацелена на укрепление народовластия.